Ключевая тенденция в системе образования последних лет — приоритет единого содержания образования, а во многом и единых форм деятельности. Один из проектов, реализация которого сопровождается целым спектром готовых материалов и решений, — профориентация школьников.
С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедряется Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум.
Целью профминимума является вовлечение в профориентацию всех школьников с 6 по 11 класс, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году будет осуществляться по 6 направлениям:
- «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
- «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Всего будет проведено 34 занятия в течение учебного года.
- «Взаимодействие с родителями или законными представителями»: предполагает обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных мероприятий.
- «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность, мультимедийные выставки «Лаборатория будущего», экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности.
- «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер.
- «Профессиональное обучение»: выбор и обучение школьников по программам профобучения.
В образовательных организациях предусмотрено 3 уровня реализации профминимума, которые школа определяет самостоятельно исходя из имеющихся условий. Наша организация реализует программу Профессиональный минимум. Базовый уровень.
С целью внедрения единой модели сформирован перечень школ, в каждой из которых определен уровень реализации профминимума, назначено должностное лицо, ответственное за его реализацию, разрабатывается план внедрения, вносятся коррективы в образовательные программы. Методическую поддержку школам оказывают ЦОПП Самарской области и ЦПО Самарской области.
Материалы для проведения уроков, курса «Россия – мои горизонты», методические рекомендации по реализации профориентационного минимума можно найти на сайте – https://bvbinfo.ru/profminimum.
Уровни профминимума
Профориентационная деятельность реализуется на одном из трёх уровней.
Уровень | Параметры рекомендованной учебной нагрузки |
Базовый уровень рекомендуется для классов, не принимавших участие в системных профориентационных проектах | Не менее 40 академических часов в год, в том числе:
|
Основной уровень рекомендуется классу, который принимает участие в проекте «Билет в будущее», в нём уже организована работа с применением профессиональных проб и экскурсиями к работодателям | Не менее 60 академических часов в год, в том числе:
|
Продвинутый уровень рекомендуется для предпрофессионального профильного класса, в котором реализуются все форматы профориентационной работы | Не менее 80 академических часов в год, в том числе:
|
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023_N_AB-2324_05_
- Распоряжение ЮЗУ №234-од Об утверждении Плана мероприятий Единой модели профессиональной ориентации в образовательных организациях
- Приказ о назначении ответственного за профминимум
- План профориентационной работы