ЦОС (цифровая образовательная среда)
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий. Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
. Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
- техническое обеспечение;
- программные инструменты;
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- отображение образовательного процесса в информационной среде;
- компоненты на бумажных носителях;
- компоненты на CD и DVD.
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
№ | Основные компоненты | Наличие | Удовлетворяющие требованиям ФГОС |
1 | Официальный сайт школы | Есть | Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. |
2 | Электронная почта | Есть | Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса |
3 | Электронный журнал | Есть | Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения,мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. |
4 | Система электронного документооборота | Есть | Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. |
5 | Система дистанционного обучения для учащихся | Есть | Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
6 | Система поддержки пользователей компьютерной техники | Есть | Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
Материально-техническая база.
Наименование аппаратуры | Количество |
Ноутбук | 21 |
Многофункциональное устройство | 2 |
Принтер | 3 |
Мультимедийные проекторы | 2 |
Интерактивные доски | 1 |
Цифровая фотокамера | 2 |
Выход в Интернет (количество кабинетов) | 9 |
Портативный компьютерный класс | 1 |
Документ-камера | 1 |
Система контроля знаний | 1 |
О ПРОЕКТЕ ЦОС
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ САЙТ ЦОС https://ficto.ru
Документы
- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «. Принят Государственной Думой 21 декабря 2021 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 13 июля 2022 года № 1241 О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 30 июня 2021 года № 396 О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа
- Письмо Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды»
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
- План мероприятий ЦОС
- График работы кабинетов ЦОС
Как зарегистрироваться и войти в личный кабинет ЦОС Моя школа через Госуслуги
Внедрение в российские школы доступной образовательной среды осуществляется с опорой на программное обеспечение. ЦОС «Моя школа» — центральное звено в данной цепочке.
Регистрация
До наступления 2023 года зарегистрироваться на платформе обязаны все участники образовательного процесса: педагоги, ученики, родители. Важно согласиться с условиями обработки персональных данных и политикой использования сервиса. При первичной авторизации система также потребует доступ на просмотр данных.
Вход в личный кабинет через «Госуслуги»
Для подключения обязательна регистрация на портале государственных услуг. Зарегистрировавшись один раз, можно сразу пользоваться несколькими площадками. В том числе и электронным дневником, и «Моей школой». Процесс авторизации прост и интуитивно понятен.
- Переходят на официальный сайт платформы https://myschool.edu.ruи нажимают кнопку «Войти».
- На открывшейся странице нужно ввести либо номер телефона, либо адрес электронной почты, либо СНИЛС.
- Система перенесет в личный кабинет автоматически. Откроется страница «Предоставление права доступа». Нужно нажать на кнопку «Предоставить».
- Если данные указаны неправильно, появится соответствующее информационное сообщение.
Как добавить ребенка
Для учеников доступны два способа авторизации на платформе:
- По логину и паролю.
- Через «Госуслуги» (если есть отдельная учетная запись). Законный представитель самостоятельно создает для ребенка учетку. Обязательно указывают ФИО и данные свидетельства о рождении.