Профессиональный минимум
Ключевая тенденция в системе образования последних лет — приоритет единого содержания образования, а во многом и единых форм деятельности. Один из проектов, реализация которого сопровождается целым спектром готовых материалов и решений, — профориентация школьников. С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедряется Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. Целью профминимума является вовлечение в профориентацию всех школьников с 6 по 11 класс, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году будет осуществляться по 6 направлениям:- «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
- «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Всего будет проведено 34 занятия в течение учебного года.
- «Взаимодействие с родителями или законными представителями»: предполагает обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных мероприятий.
- «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность, мультимедийные выставки «Лаборатория будущего», экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности.
- «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер.
- «Профессиональное обучение»: выбор и обучение школьников по программам профобучения.
Курсы внеурочной деятельности:
Полезные ссылки:
Уровни профминимума Профориентационная деятельность реализуется на одном из трёх уровней.
Уровень | Параметры рекомендованной учебной нагрузки |
Базовый уровень рекомендуется для классов, не принимавших участие в системных профориентационных проектах | Не менее 40 академических часов в год, в том числе:
|
Основной уровень рекомендуется классу, который принимает участие в проекте «Билет в будущее», в нём уже организована работа с применением профессиональных проб и экскурсиями к работодателям | Не менее 60 академических часов в год, в том числе:
|
Продвинутый уровень рекомендуется для предпрофессионального профильного класса, в котором реализуются все форматы профориентационной работы | Не менее 80 академических часов в год, в том числе:
|
- При проведении профориентационной работы следует учитывать федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент предполагает знакомство обучающихся со стратегией экономического развития страны, приоритетными отраслями экономики, соответствующими потребностями в компетенциях, кадровой политикой РФ и направлен на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности любого человека. А региональный направлен на изучение регионального рынка труда, экономических особенностей региона, специфических потребностей в кадрах и задач экономического развития, характерных для конкретного региона, территориальной образовательной среды, охватывающей профессиональное образование, общее и дополнительное образование и может включать знакомство с работой служб занятости и социальной защиты. Материалы регионального компонента должны быть утверждены региональным органом исполнительной власти в сфере образования, согласованы с Фондом Гуманитарных Проектов и размещены на цифровом ресурсе федерального оператора.
- Разрабатываемые на федеральном уровне материалы ориентированы на шесть групп школьников (с 6-го по 11-й класс) и учитывают возрастные особенности каждой из них. Какие виды активностей рекомендуются:
- тематические онлайн-уроки;
- отраслевые уроки;
- мероприятия в рамках партнёрского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования;
- профессиональные пробы (онлайн или очно).
- Для реализации всех активностей на сайте проекта можно найти готовые материалы: видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, материалы для диагностики, статьи и семейные тесты для родителей и другие.
- Урочная деятельность может быть реализована в двух основных вариантах:
- включение профориентационного содержания в обычные уроки по предметам, решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым;
- проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно-производственных комплексов).
- Профориентационный урок — интерактивное занятие для обучающихся, наполненное профориентационным содержанием; носит мотивационно-вовлекающий, информационно-просветительский, личностно-развивающий характер.
- Внеурочная деятельность включает курс занятий «Россия — мои горизонты». Подразумевает реализацию программы курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», рассчитанной на 34 академических часа. В рамках занятий по данной программе проводятся профориентационные диагностики, профориентационные уроки, занятия, посвящённые изучению отраслей экономики, рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы.
- Программа внеурочной деятельности по решению школы может быть дополнена вариативным компонентом. Дополнительные активности могут включать проектную деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные деловые игры, консультации педагогов и психологов, конкурсы профориентационной направленности, уроки «Шоу профессий».
- Практико-ориентированный модуль предполагает участие наставника и пробные погружения обучающихся в реальный профессиональный контекст. Состоит из мероприятий по профессиональному выбору, экскурсий на производство, посещения профильных образовательных организаций (высшего и среднего профессионального образования), тематических выставок (например, «Лаборатория будущего» и других), участия в профессиональных пробах, ярмарках профессий, днях открытых дверей в вузах и организациях СПО, посещения открытых уроков на базе колледжей, мастер-классов, проектной деятельности обучающихся.
- Дополнительное образование включает выбор и посещение пробных занятий с учётом склонностей и образовательных потребностей обучающихся.
- Профессиональное обучение предполагает обучение по программам профессионального обучения, реализуется на базе соответствующих организаций, в том числе в учебных центрах, на производстве или в форме самообразования.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями). Обеспечивается информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, участие родителей в профориентационной работе как представителей различных профессий. Дополнительно могут проводиться тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров.
- Профильные предпрофессиональные классы. Это комплекс мероприятий из шести форм, который включает различные форматы работы. Для реализации этого направления заключается партнёрское соглашение с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования или компаниями-работодателями. Перечень приоритетных профилей предпрофессиональных классов определяется на региональном уровне с учётом запроса экономики. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.