Профессиональный минимум

Ключевая тенденция в системе образования последних лет — приоритет единого содержания образования, а во многом и единых форм деятельности.  Один из проектов, реализация которого сопровождается целым спектром готовых материалов и решений, — профориентация школьников.  С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедряется Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. Целью профминимума является вовлечение в профориентацию всех школьников с 6 по 11 класс, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году будет осуществляться по 6 направлениям:
  • «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
  • «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Всего будет проведено 34 занятия в течение учебного года.
  • «Взаимодействие с родителями или законными представителями»: предполагает обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных мероприятий.
  • «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность, мультимедийные выставки «Лаборатория будущего», экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности.
  • «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер.
  • «Профессиональное обучение»: выбор и обучение школьников по программам профобучения.
В образовательных организациях предусмотрено 3 уровня реализации профминимума, которые школа определяет самостоятельно исходя из имеющихся условий. Наша организация реализует программу Профессиональный минимум. Базовый уровень. С целью внедрения единой модели сформирован перечень школ, в каждой из которых определен уровень реализации профминимума, назначено должностное лицо, ответственное за его реализацию, разрабатывается план внедрения, вносятся коррективы в образовательные программы. Методическую поддержку школам оказывают ЦОПП Самарской области и ЦПО Самарской области. Материалы для проведения уроков, курса «Россия – мои горизонты», методические рекомендации по реализации профориентационного минимума можно найти на сайте – https://bvbinfo.ru/profminimum
Курсы внеурочной деятельности: 
Полезные ссылки:

Уровни профминимума Профориентационная деятельность реализуется на одном из трёх уровней.
Уровень Параметры рекомендованной учебной нагрузки
Базовый уровень рекомендуется для классов, не принимавших участие в системных профориентационных проектах Не менее 40 академических часов в год, в том числе:
  • урочная деятельность — 4 часа;
  • внеурочная деятельность (курс занятий «Россия — мои горизонты») — 34 часа;
  • взаимодействие с родителями — 2 часа
Основной уровень рекомендуется классу, который принимает участие в проекте «Билет в будущее», в нём уже организована работа с применением профессиональных проб и экскурсиями к работодателям Не менее 60 академических часов в год, в том числе:
  • урочная деятельность — 9 часов;
  • внеурочная деятельность (курс занятий «Россия — мои горизонты») — 34 часа;
  • взаимодействие с родителями — 2 часа;
  • практико-ориентированный модуль — 12 часов;
  • дополнительное образование — 3 часа
Продвинутый уровень рекомендуется для предпрофессионального профильного класса, в котором реализуются все форматы профориентационной работы Не менее 80 академических часов в год, в том числе:
  • урочная деятельность — 11 часов;
  • внеурочная деятельность (курс занятий «Россия — мои горизонты») — 34 часа;
  • взаимодействие с родителями — 4 часа;
  • практико-ориентированный модуль — 18 часов;
  • дополнительное образование — 3 часа;
  • профессиональное обучение — 10 часов
На уровне региона устанавливается уровень реализации профориентационного минимума в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждой из общеобразовательных организаций. А уровень реализации профориентационного минимума для каждого из классов выбирает общеобразовательная организация. Федеральный и региональный компоненты
  • При проведении профориентационной работы следует учитывать федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент предполагает знакомство обучающихся со стратегией экономического развития страны, приоритетными отраслями экономики, соответствующими потребностями в компетенциях, кадровой политикой РФ и направлен на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности любого человека. А региональный направлен на изучение регионального рынка труда, экономических особенностей региона, специфических потребностей в кадрах и задач экономического развития, характерных для конкретного региона, территориальной образовательной среды, охватывающей профессиональное образование, общее и дополнительное образование и может включать знакомство с работой служб занятости и социальной защиты. Материалы регионального компонента должны быть утверждены региональным органом исполнительной власти в сфере образования, согласованы с Фондом Гуманитарных Проектов и размещены на цифровом ресурсе федерального оператора.
Виды активностей и готовые ресурсы
  • Разрабатываемые на федеральном уровне материалы ориентированы на шесть групп школьников (с 6-го по 11-й класс) и учитывают возрастные особенности каждой из них. Какие виды активностей рекомендуются:
  • тематические онлайн-уроки;
  • отраслевые уроки;
  • мероприятия в рамках партнёрского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования;
  • профессиональные пробы (онлайн или очно).
  • Для реализации всех активностей на сайте проекта можно найти готовые материалы: видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, материалы для диагностики, статьи и семейные тесты для родителей и другие.
Форматы профориентационной работы
  • Урочная деятельность может быть реализована в двух основных вариантах:
  • включение профориентационного содержания в обычные уроки по предметам, решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым;
  • проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно-производственных комплексов).
  • Профориентационный урок — интерактивное занятие для обучающихся,  наполненное профориентационным содержанием; носит мотивационно-вовлекающий, информационно-просветительский, личностно-развивающий характер.
  • Внеурочная деятельность включает курс занятий «Россия — мои горизонты». Подразумевает реализацию программы курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», рассчитанной на 34 академических часа. В рамках занятий по данной программе проводятся профориентационные диагностики, профориентационные уроки, занятия, посвящённые изучению отраслей экономики, рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы.
  • Программа внеурочной деятельности по решению школы может быть дополнена вариативным компонентом. Дополнительные активности могут включать проектную деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные деловые игры, консультации педагогов и психологов, конкурсы профориентационной направленности, уроки «Шоу профессий».
  • Практико-ориентированный модуль предполагает участие наставника и пробные погружения обучающихся в реальный профессиональный контекст. Состоит из мероприятий по профессиональному выбору, экскурсий на производство, посещения профильных образовательных организаций (высшего и среднего профессионального образования), тематических выставок (например,  «Лаборатория будущего» и других), участия в профессиональных пробах, ярмарках профессий, днях открытых дверей в вузах и организациях СПО, посещения открытых уроков на базе колледжей, мастер-классов, проектной деятельности обучающихся.
  • Дополнительное образование включает выбор и посещение пробных занятий с учётом склонностей и образовательных потребностей обучающихся.
  • Профессиональное обучение предполагает обучение по программам профессионального обучения, реализуется на базе соответствующих организаций, в том числе в учебных центрах, на производстве или в форме самообразования.
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями). Обеспечивается информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, участие родителей в профориентационной работе как представителей различных профессий. Дополнительно могут проводиться тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров.
  • Профильные предпрофессиональные классы. Это комплекс мероприятий из шести форм, который включает различные форматы работы. Для реализации этого направления заключается партнёрское соглашение с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования или компаниями-работодателями. Перечень приоритетных профилей предпрофессиональных классов определяется на региональном уровне с учётом запроса экономики. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.