ЦОС
ЦОС (цифровая образовательная среда)
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое? Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:
- эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
- информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
- размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
- планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- техническое обеспечение;
- программные инструменты;
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- отображение образовательного процесса в информационной среде;
- компоненты на бумажных носителях;
- компоненты на CD и DVD.
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
№ | Основные компоненты | Наличие | Удовлетворяющие требованиям ФГОС |
1 | Официальный сайт школы | Есть | Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. |
2 | Электронная почта | Есть | Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса |
3 | Электронный журнал | Есть | Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения,мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. |
4 | Система электронного документооборота | Есть | Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. |
5 | Система дистанционного обучения для учащихся | Есть | Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
6 | Система поддержки пользователей компьютерной техники | Есть | Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
Наименование аппаратуры | Количество |
Ноутбук | 21 |
Многофункциональное устройство | 2 |
Принтер | 3 |
Мультимедийные проекторы | 2 |
Интерактивные доски | 1 |
Цифровая фотокамера | 2 |
Выход в Интернет (количество кабинетов) | 9 |
Портативный компьютерный класс | 1 |
Документ-камера | 1 |
Система контроля знаний | 1 |
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся, о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы. Провайдерами, предоставляющими услуги электросвязи является: Ростелеком. Пропускная способность 100 Мбит/с, осуществляется фильтрация интернет-контента. Установленная система фильтрации запрещает доступ к веб-страницам с эротическим содержанием, ограничивает доступ к сайтам, посвященных алкоголю, курению, наркотикам, терроризму, экстремизму, а также к ресурсам, предлагающим нелегальную помощь школьникам в решении контрольных и экзаменационных задач. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России. Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Учащиеся школы имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что школьный компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность учебных занятий. В школе имеется локальная сеть. Все учебные кабинеты подключены к сети Интернет. Имеется возможность подключения к Wi-Fi по предварительно выданным паролям доступа. Школа подключена к информационным системам: «Электронный журнал «; порталу Госуслуг.
О ПРОЕКТЕ ЦОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ САЙТ ЦОС https://ficto.ru
Документы
- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «. Принят Государственной Думой 21 декабря 2021 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 13 июля 2022 года № 1241 О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 30 июня 2021 года № 396 О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Паспорт региональной составляющей федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Письмо Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды»
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
- План мероприятий ЦОС
- График работы кабинетов ЦОС
- Переходят на официальный сайт платформы https://myschool.edu.ruи нажимают кнопку «Войти».
- На открывшейся странице нужно ввести либо номер телефона, либо адрес электронной почты, либо СНИЛС.
- Система перенесет в личный кабинет автоматически. Откроется страница «Предоставление права доступа». Нужно нажать на кнопку «Предоставить».
- Если данные указаны неправильно, появится соответствующее информационное сообщение.
- Работает с сервисом электронных журналов (ведется учет посещаемости и успеваемости);
- Сервис корректировки электронных дневников, включающий в себя корректировку учебных планов;
- Взаимодействие с библиотекой цифрового образовательного контента (в том числе возможность его использования педагогическими работниками);
- Работа с текстовыми документами и презентациями;
- Создание персональных и групповых онлайн коммуникаций;
- Возможность контроля питания ребенка (учет покупок в школьной столовой);
- Создание условий для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс;
- Возможность проводить видеоконференции.
- По логину и паролю.
- Через «Госуслуги» (если есть отдельная учетная запись). Законный представитель самостоятельно создает для ребенка учетку. Обязательно указывают ФИО и данные свидетельства о рождении.